Про НДС в Google и Facеbook

Данный материал - не является инструкцией по обходу уплаты налога. И ни в коем случае не призывает не уплачивать налоги. А является перечислением фактов и мыслей относительно введения НДС для малого бизнеса, покупающего услуги у Google и Facebook.

С 2022 года наше государство обязало крупные неукраинские компании, предоставляющие рекламные услуги (и не только), взимать с нас, и оплачивать государству НДС - 20% от цены услуг.
Разные люди по разному отнеслись к этой новости: кто-то сильно расстроился и пишет вопросы в группах Facebook: “как сделать, чтобы не платить НДС?”. Кто-то решил, что ничего плохого в новом налоге нет вообще, и что он всего лишь совсем немного уменьшит прибыль от торговли (ведь НДС начисляется не на всю выручку, а только на часть затрат предпринимателя). А другие сделали вывод, что просто всем придется повысить цену товаров или услуг, чтобы уплатить налог без уменьшения прибыли для себя.

Какие последствия для торговли, по моему мнению, будут у налога:

Если НЕ увеличивать цену товаров после введения налога

Если НЕ увеличивать цену товаров после введения налога, то сильно снизится рентабельность заказов, привлеченных рекламой. Постоянно растущая конкуренция делает так, что расходы на рекламу забирают все большую долю от привлеченной маржи. Во многих магазинах, которые активно увеличивают выручку за счет рекламы, расходы на рекламу составляют порядка 40-50% от маржи. А это значит, что введение НДС автоматически увеличит долю рекламных расходов в марже до 48-60%. Если учесть другие переменные и постоянные расходы бизнеса, то прибыль от рекламных заказов, может снизиться на 20-50%.

Рассмотрим на примере:

Введение НДС увеличит % рекламных расходов в выручке с 12% до 14.4%, что снизит процент прибыли с  8% до 5,6% от суммы рекламных заказов

В итоге: прибыль от заказов, привлеченных с помощью рекламы, снизилась на 30% в связи с введением НДС на рекламу

Увеличить цену товаров

Сторонники данного подхода считают, что раз налог коснется каждого, то все будут вынуждены повысить цену, конкурентоспособность каждого продавца останется на прежнем уровне, а значит нет ничего страшного в этом НДС…
Думаю, что такие предприниматели забывают один факт: ввод НДС на покупку услуг у нерезидентов увеличивает затраты только малого бизнеса, и никак не меняет расходы крупного бизнеса (Юридические лица - плательщики НДС).
Таким образом, если цены у малого бизнеса - подрастут, а у крупного - не изменятся, то конкурентоспособность малого бизнеса ухудшится а продажи уменьшатся (при всех остальных неизменных факторах).

Какие варианты работы с НДС предлагают Google Ads и Facebook Ads

Что можно сделать малому бизнесу, чтобы нововведение минимально коснулось рентабельности рекламных затрат?

Вариант 1

Самый понятный и легальный способ: это стать плательщиком НДС (фоп-ом или юр лицом)

Тогда: в Facebook принудительного начисления НДС вообще не будет, т.е. все останется как в 2021м году.
В Google можно будет выбрать один из 2х вариантов: платить корп. картой без начисления НДС, или платить на расчетный счет Google Украина с начислением НДС, и выдачей документов от Google для налогового кредита.
Однако в текущих реалиях работы малого бизнеса, данный вариант может оказаться невыгодным в конечном итоге. Плательщиком НДС имеет смысл становиться тогда, когда все ваши поставщики - также плательщики НДС и работа с ними ведется “вбелую”

Вариант 2

Организовать оплату рекламного бюджета через агентство, у которого есть юр лицо - плательщик НДС и фоп на едином налоге

Как это может выглядеть: вы платите агентству на обычный фоп, а агентство перечисляет ваш бюджет рекламным системам от лица юр лица, плательщика НДС. При этом НДС на ваш рекламный бюджет - не начисляется (в случае оплаты картой), либо начисляется Гуглом при оплате на расчетный счет, но при этом агентство получает документы для налогового кредита (по сути - обнуляет начисленный НДС).
Похожую схему можно организовать и если у вас есть хорошие знакомые, с юр лицом плательщиком НДС

Вариант 3

В платежных настройках Google и Facebook есть возможность указать плательщика - Юридическое лицо

При этом Facebook даже не требует для этого указывать данные конкретного юр лица, а только указать категорию плательщика. На юридические лица, даже неплательщиков НДС - не распространяется закон по поводу принудительного начисления НДС нерезидентами. Таким образом, указав юридическое лицо - оплачивая картой, ни Facebook ни Google не начисляют НДС сверху.
Однако, по Закону, если Юридическое лицо неплательщик НДС покупает услуги у нерезидента - оно должно самостоятельно рассчитать и оплатить НДС по таким услугам

Непонятно, чем грозит ситуация, если введены данные юр лица, а оплата фактически идет с карты физ лица. Очень похоже на то, что и Google и Facebook оставили эту “лазейку” для уменьшения затрат рекламодателей, т.к. она напрямую не противоречит тем договоренностям, которые были достигнуты с нашим государством. Но при этом, нужно понимать, что вся ответственность за подобные действия лежат на рекламодателе.
Отмечу, что на данный момент нет никакой процедуры сопоставления владельца карты и юридического лица в обоих рекламных системах.
А также обращу внимание, что если использовать выдуманные данные юридического лица - это потенциально может привести к блокировке аккаунта, после настойчивой просьбы от Google предоставить документы юридического лица. С требованием от Google подтвердить плательщика документально в 2021м году клиенты нашего агентства сталкивались, но крайне редко. Что будет в этом - увидим. С требованием подтвердить документально плательщика (именно плательщика, а не владельца БМ) в Facebook мы еще не сталкивались, но все может измениться в 2022м

Если вы хотите сменить тип плательщика в Facebook, достаточно зайти в Биллинг - Настройки платежей - Информация о компании и изменить тип плательщика:

Если в Google, то придется связаться со службой поддержки, и пройти процедуру смены платежного профиля, посредством созвона и email-ов. Сотрудник Google расскажет все пошагово

Вариант 4

Смена страны плательщика

Есть еще один способ избежать принудительного начисления НДС, но мы его не рекомендуем делать, особенно в Google. Это смена страны плательщика на страну, где принудительного начисления НДС еще нет. К таковым странам относятся большинство африканских, Пакистан, Туркменистан, Афганистан, Перу, Боливия и т.д.
Однако такая манипуляция может привести к блокировке рекламного аккаунта. В Google такие случаи последствия встречались у коллег массово. Facebook же был более лоялен к подобной ситуации.


Надеюсь, данный материал дал более полную картинку относительно последствий введения “рекламного” НДС и вариаций работы с ним. И вы выберете тот вариант, который считаете оптимальным для своего бизнеса.


Автор статьи

Данил

CEO

Есть интересные мысли на эту тему?

Обсудить статью на нашем Telegram-канале

Вам может быть интересно